Бизнес-анализ начинающим – с чего начать, что должен знать и уметь специалист

Во многих сферах предпринимательства сейчас востребованы такие специалисты, как бизнес-аналитики. Они оценивают компанию и её возможности, с целью создания рекомендаций по её развитию. То есть добиться от бизнеса большей прибыли и успеха.

Как стать Бизнес-аналитиком с нуля – что нужно знать
Время чтения: 3 мин.
Поделиться: 

Работа такая требует высокого уровня квалификации и отличается сложностью. Но она соответствующе оценивается и редко бывает скучной. При этом хороший бизнес-аналитик имеет определённые перспективы в продвижении по карьерной лестнице, буквально имеет возможность стать частью высшего руководящего звена.

 

Содержание

В этой статье вы узнаете:

 

Суть профессии

Основная задача данного специалиста, это именно анализ. Он собирает информацию о финансовой ситуации в компании, организационных процессах и рынке. На основе полученной информации, создаёт рекомендации по оптимизации бизнеса и его структурных элементов. Например, повышать продажи, снижать финансовые и временные затраты. К тоже участвует он в разработке стратегических прогнозов, помогающих компании развиваться в долгосрочной перспективе.

 

Что должен уметь специалист

Настоящий специалист в этой профессии умеет многое, но прежде всего:

  • разбираться в бизнес-процессах и структуре его организации
  • знать и уметь пользоваться различными нотациями для визуализации своей работы
  • владеть различными методами анализа и веб-аналитики
  • составлять аналитическую отчётность
  • желательно уметь программировать и понимать в разработке

 

Что нужно знать / изучать

В этой работе достаточно большое значение имеет владение знаниями в той области знаний, в которой занят конкретный бизнес. Однако есть и общий свод того, что стоит учить:

  1. Экономика. Базово изучите это направление. Вы должны понимать, что такое бизнес и вообще предпринимательская деятельность, её цели и задачи. Познакомьтесь с типовыми схемами бизнес-процессов, как всё устроено в организации.

  2. Менеджмент и маркетинг. Также некоторые начальные знания вам нужны и из этих областей. Да подобный специалист лишь отчасти имеет отношение к менеджменту и маркетингу, но влияет на соответствующие процессы в организации. Поэтому нужно изучить их основы и присущую терминологию.

  3. Статистика. Ещё одно направление, в котором вам не понадобятся глубокие фундаментальные знания, но некая основа быть должна. Познакомьтесь со статистическими методами анализа данных. Также изучите применение этой науки именно в бизнесе.

  4. Программирование. Современный специалист по бизнес-аналитике зачастую понимает в разработке. Так сейчас наиболее востребован Python за счёт большого числа функциональных библиотек для аналитика. Например, NumPy, Pandas и им подобных, которые, кстати, являются и инструментами для статистических выкладок/расчётов. Желательно также иметь понимание реалий разработки, например, соответствующих методологий и их внедрения. Неплохо будет познакомиться с нотациями UML, преимущественно, если бизнес относится к IT-сектору.

  5. Базы данных. Работа аналитика во многом связана с информацией. Естественно, БД являются постоянным спутником в этом деле. Вам понадобится умение с ними работать, обращаться, выгружать и модифицировать данные. Обязательно понадобится изучить язык запросов SQL.

  6. Визуализация. Надо достаточно хорошо уметь отображать процессы в бизнесе и прогнозировании. Благо для этого разработаны различные стандарты, можете познакомиться с любой из нотаций типа EPC, BPMN, IDEF3 или IDEF0. В целом для начинающего специалиста хватит владения и одной на должном уровне. Вам должно быть доступно построение бизнес-моделей. Полезно будет и овладеть комплексами типа Power BI, которые позволяют делать дашборды и вести иную отчётность.

  7. Таблицы. Навыки работы с таблицами также необходимы. Вам нужно умение использовать логические функции, вычисления и настраивать сбор данных с их помощью. В общем желательно научиться работать в Excel или Google-таблицах.

 

Где учиться

Самостоятельно:

  • По бизнес-анализу написано достаточно разных книг. Причём вы можете выбрать именно те, которые близки к нужному направлению работы. К сожалению, некоторые данные в них быстро устаревают, да и научиться реальным навыкам так не выйдет.

  • Можно поискать менторов по профессии. Конечно, они не смогут обеспечить вам прямой путь в специальность. Но вот закрыть некоторые сложные темы так получится.

  • Ищите видеоуроки на соответствующих сервисах. Но нельзя сказать, что они достаточно подробны.

Курсы:

  • Воспользуйтесь профильными курсами. Там вам дадут знаний разные опытные менторы и предоставят доступ к качественным учебным материалам. В общем так вы познакомитесь и с теорией, и с практической стороной дела. Сложности здесь только в необходимости платить.

  • Вы можете сравнить условия обучения нескольких учебных центров.

Список курсов

https://www.rosbo.ru/study/themes/biznes-analitik

https://www.rosbo.ru/study/themes/biznes-analiz

 

Развитие и практика

Профессия эта очень конкурентная, вам придётся постараться, чтобы остаться востребованными профессионалом:

  • Читайте профильную литературу и статьи от бизнес-изданий. Они дадут вам крепкую базу знаний по теме.

  • Сертификация в этой области важный показатель профессионализма. Она поможет упорядочить полученные знания и будет хорошей рекомендацией для работодателей. CBAP, IIBA, AAC, CPOA, CCA и прочие их достаточно для свободного выбора, каждая имеет свою специфику.

  • Ознакомьтесь с BABOK®Guide и новейшими её выпусками, которые будут выходить.

  • Реальная работа, наверное, один из самых важных залогов развития профессионала. Если вы начинающий специалист, ищите позицию стажёра в бизнес-аналитике. Пока не найдёте обязательно пробуйте свои силы в конкурсах на должность, их прохождение даст знать, что актуально.

 

Какие качества нужно развивать

Помимо профессионального развития, занимайтесь и пестованием своих личных качеств:

  • Коммуникабельность (работа бизнес- аналитика, это по-настоящему много общения и опросов)

  • Аналитическое мышление (мыслить системно, видеть и понимать логику событий/процессов необходимо)

  • Дисциплинированность (подобная работа требует от специалиста высокой степени самоорганизованности)

  • Внимательность (вы должны подмечать многие, казалось бы, незначительные детали, только тогда вы сможете качественно исполнять свои обязанности)

 

Заключение

Бизнес-аналитика пока не стала по-настоящему крупным трендом и отчасти является узкой профессиональной нишей. Однако немногие и идут в эту профессию, при том, что она лишь набирает популярность. Да тут есть конкуренция, но хорошая подготовка и постоянное развитие позволяют стать востребованным специалистом.

СТАТЬИ
Как стать Маркетологом инноваций с нуля – что нужно знать

Профессия маркетолога инноваций становится все более востребованной в мире цифровых технологий и быстрого развития рынка. Такой специалист отвечает за внедрение новейших инструментов и технологий маркетинга, которые способствуют развитию продаж и укреплению бренда компании. Перспективы...

Как стать Менеджером по дистрибуции / сбыту с нуля – что нужно знать

Менеджер по дистрибуции и сбыту — это специалист, который отвечает за продвижение товаров от производителя к конечному потребителю. Работа включает организацию каналов продаж, стимулирование сбыта и внедрение маркетинговых стратегий. Профессия актуальна благодаря растущей конкуренции и важности...

Как стать Специалистом по воронке продаж с нуля – что нужно знать

Специалист по воронке продаж — это востребованная профессия, которая помогает компаниям системно управлять клиентами от первого контакта до сделки. Работа включает анализ, настройку и оптимизацию каждого этапа продаж. Перспективы роста широкие: от junior до руководителя отдела продаж или...

Как стать CRM-маркетологом с нуля – что нужно знать

CRM-маркетолог — специалист, который помогает компаниям удерживать клиентов и повышать продажи за счёт персонализированных коммуникаций. Это перспективная профессия, востребованная в e-commerce, IT, банках и сервисах. Спрос на специалистов по управлению клиентской базой стабильно растёт, а...

Как стать Специалистом по B2B маркетингу с нуля – что нужно знать

Специалист по B2B-маркетингу помогает компаниям продавать продукты и услуги другим бизнесам. Эта профессия востребована в сфере технологий, IT, логистики и промышленности и предлагает стабильный рост, высокую зарплату и перспективы карьерного развития.

Как стать Специалистом по A/B-тестированию с нуля – что нужно знать

Профессия специалиста по A/B-тестированию становится всё более востребованной в цифровом бизнесе. Такие специалисты помогают компаниям принимать обоснованные решения на основе данных, что напрямую влияет на рост продаж и улучшение пользовательского опыта.

Как стать Специалистом по юнит-экономике с нуля – что нужно знать

Специалист по юнит-экономике (или специалист в области продуктовых метрик) востребован в современном бизнесе, где важен глубокий анализ эффективности продуктов и сервисов. Работа включает сбор, анализ данных и разработку стратегий для повышения прибыльности. Перспективы роста открывают путь к...